Южноуральцы собирают за сезон 300 вагонов ягод и овощей, поэтому агрохолдинги не представляют для них угрозы. Так считает председатель Челябинского регионального отделения «Союза садоводов России» Константин Толкачев.
Агрохолдинги нарастили объемы тепличных продуктов, но они в большинстве своем все-таки направлены на импортозамещение. Фото Дмитрия Куткина (Вечерний Челябинск)
Свое мнение он озвучил корреспонденту «Полит74» в блиц-интервью. Мы попросили его прокомментировать федеральную новость о том, что дачи и другие подсобные хозяйства в ближайшие пять лет перестанут быть основными поставщиками на стол картофеля и моркови. Подробности — в материале.
— Константин Николаевич, неужели агрохолдинги действительно настолько агрессивны по отношению к садоводам?
— Я так не считаю. Понятно, что помидоры могут выращиваться как теми, так и другими. Однако если мы говорим о замещении, то я бы не вводил конкуренцию между одним и тем же товаром, который поставляется разными производителями.
Дело в том, что садоводство, которое существует в нашей стране, никогда не являлось производителем именно с точки зрения продажи излишков овощей и фруктов. Полученный урожай всегда был в первую очередь продовольственной безопасностью каждой конкретной семьи.
Константин Толкачев глубоко погружен в проблемы садоводов. Фото Олега Каргаполова (Вечерний Челябинск)
— Однако эксперты отмечают, что в последнее время уменьшилась доля выращиваемой продукции садоводами. С чем это связано?
— Действительно, такая тенденция была. Где-то с 2007-2008 годов россияне стали массово использовать сады как места для отдыха. Грядки засеивали газоном, а на месте помидоров и огурцов возникали зеленые лужайки.
Однако сейчас в силу определенных экономических трудностей, которые возникли в том числе и из-за пандемии, начался обратный процесс: лужайки стали распахивать в грядки.
Безусловно, агрохолдинги нарастили объемы тепличных продуктов, но они в большинстве своем все-таки направлены на импортозамещение. Допустим, вместо турецких помидор мы едим чуриловские.
Между прочим, по статистике, более 90 процентов ягод производится именно в садах. Ягоды — это эксклюзивная продукция садоводства для нашей страны.
Я считаю, что тенденции на замещение не видно в ближайшем будущем. Мы можем смело говорить о том, что увеличился объем производства у агрохолдингов, но не сократился у садоводов.
Все больше заброшенных садов обретают хозяев: одни возвращаются на землю, которая много лет была не востребована, другие решаются заняться выращиванием овощей и фруктов впервые.